История батика

Хотя эксперты не сходятся на одной общей версии о происхождении батика, первые признаки техники сопротивляемости окрашиванию при нанесении узора появляются 1500 лет назад в Египте и на Ближнем Востоке. Образцы батика находили также в Турции, Индии, Китае, Японии и Западной Африке в прошлых столетиях. И хотя люди активно использовали эту технику нанесения узоров на ткани, нигде батик не был развит до современного уровня этого искусства так, как это произошло на острове Ява в Индонезии.

Хотя в голландских архивах XVII в. есть упоминание об «искусно отделанных тканях», большинство исследователей приходят к выводу, что появление замысловатых яванских узоров батика стало возможным лишь после того, как в Индонезии появилась индийская ткань тонкой выработки, что произошло в начале XIX века, а Европа стала поставлять такую ткань с 1815 г. Текстильные узоры легко разглядеть на каменных статуях, высеченных в стенах древних яванских храмов, например, храма Прамбанан (800 л. до н.э.). Тем не менее невозможно сделать вывод о том, что на статуях изображен именно батик. Это мог быть узор, исполненный ткацкой техникой, а не путем окрашивания. Но что ясно всем, так это то, что в XIX веке батик стал высоко развитым искусством и занял прочное место в яванской культурной жизни.

Некоторые исследователи утверждают, что батик производили специально для королевского двора Явы. Несомненно, батик использовался и для этих целей, ведь некоторые узоры разрешались лишь на одежде особ королевской крови. Князья и знатные дамы, наверное, положили начало чувству прекрасного, что видно по традиционным узорам. Но участие знати в производстве батика, скорее всего, было ограничено нанесением первого воска на ткань. Вся остальная сложная работа по окрашиванию и последующему вощению возлагалась на плечи дворцовых мастеров, которые работали под присмотром.

Яванские короли всегда покровительствовали искусству и оказывали всевозможную поддержку многим видам искусства, таким как украшение серебром, wayang kulit (кожаные куклы) и оркестры gamelan. Некоторые виды искусства пересекаются. Яванский davang (кукловод) отвечал не только за кожаных кукол, но и за разработку узоров батика. Куклы по традиции делаются из козлиной кожи, которая подвергается перфорации и окраске, чтобы быть похожей на одежду. Подержанные куклы часто продавались тем женщинам, которые использовали их в качестве образцов орнамента. Для этого они продували уголь сквозь отверстия в коже и, таким образом, переносили орнамент на ткань.

Некоторые исследователи не согласны с версией о том, что батик производился лишь для королевского двора. Они считают, что батик был распространен среди обычных людей. Считалось, что яванская девушка достигает совершенства, если способна умело управляться с инструментом для нанесения воска на ткань (кантингом), так же как готовить и вести хозяйство.