Окрашивание

После первого этапа вощения ткань готова к первому окрашиванию. По традиции окрашивание проводилось в глиняной бочке. Современные фабрики используют для этих целей бетонные баки. Над баками протянуты веревки, на которые вешается ткань после того, как она полежала в краске.

Вощеную ткань погружают в бак с первой краской. Время пребывания ткани в краске определяется требуемым оттенком; более темные цвета получаются за счет долгого пребывания или неоднократного погружения ткани в краску. Вслед за этим ткань окунают в холодную воду для того, чтобы воск затвердел.

Когда ткань обретает нужный цвет и высыхает, на нее наносится воск в тех местах, которые должны сохранить первый цвет или обрести цвет более позднего этапа окрашивания.

Если требуется окрасить прежде скрытую воском часть ткани, то этот воск снимается маленьким ножом. Эти элементы ткани обмываются горячей водой и крахмалятся перед новым погружением в соответствующую краску.

Для достижения эффекта мрамора нанесенный воск специально ломают перед тем, как ткань помещается в краску. Краска просачивается в трещины на воске, и так получаются изящные линии, характерные для батика. Традиционно считалось, что трещины свидетельствуют о невысоком качестве батика, особенно с цветом индиго. Однако эффект мрамора на коричневом батике был воспринят положительно.

Количество цветов на батике говорит о том, сколько раз ткань подвергалась окрашиванию, и сколько раз на нее наносился воск. Многоцветный батик стоит больших трудов по сравнению с одно- или двухцветным батиком. Многоразовые процессы окрашивания обычно отражаются на цене ткани. На сегодняшний день традиционные краски в основном вытеснены химическими, поэтому оттенков батика и возможностей их использования – великое множество.