Вощение

Как только очертания рисунка нанесены на ткань, можно приступать к вощению. Воск наносится на те части орнамента, которые по замыслу художника должны сохранить первичный цвет ткани. Обычно это белый или кремовый цвета.

Женщины садятся на невысокие стулья или маты при нанесении воска. Отделываемая ими ткань вешается на легкие бамбуковые рамы гаванган, на которых свеженанесенный воск охлаждается и застывает. Воск нагревается в ваджане до нужной консистенции. Затем мастер окунает кантинг в воск и наполняет сосуд.

Мастера кладут воск по схеме рисунка. На коленях женщины лежит небольшой кусок ткани, защищающий ее от горячих капель воска. Рукоятка кантинга держится в правой руке в горизонтальном положении, чтобы воск случайно не проливался, ведь цена батика может резко упасть, если воск все-таки прольется на ткань. Левая рука поддерживает ткань снизу. Горловина кантинга не прикасается к ткани, но находится строго над обрабатываемой поверхностью. Для того, чтобы рисунок получился более точным, его покрывают воском с обеих сторон ткани. Настоящий батик тулис — двухсторонний с одним и тем же рисунком на обеих сторонах.

Самые опытные мастера занимаются первым этапом вощения. Менее опытным доверяют вощение крупных элементов орнамента. Если воск все же случайно пролился, мастер пытается отмыть его горячей водой. Затем с помощью горячего утюга с изогнутым носом с ткани снимаются остатки воска. Строго говоря, пролитый воск невозможно устранить до конца, поэтом работа мастеров требует предельной осторожности.

Изготовлением батика с помощью кэпа занимаются мужчины. Кэп погружают в расплавленный воск. Прямо под воском помещается свернутая ткань площадью 30 кв. см. Впитав в себя воск, она становится сродни штемпельной подушке. Кэп вдавливается в ткань до тех пор, пока его сторона с орнаментом не покроется воском. Наполненный кэп прикладывается к ткани, оставляя на ней отпечаток рисунка на кэпе. Процесс повторяется до тех пор, пока не будет обработана вся ткань. Нередко на одной ткани применяются и кэп, и кантинг.

Самый качественный батик подвергается вощению кантингом в одной части Индонезии, а затем его отправляют в другую часть страны, где с помощью кэпа батик обретает завершенные формы. На более качественной ткани, выполненной с помощью кэпа, работа ведется с большой осторожностью для сохранения соответствующего рисунка. Для менее качественного батика характерны несовпадение полос или укороченные цветные линии, свидетельствующие о том, что работа с кэпом велась не совсем точно.